Помощь детям в учении. Продолжение

Помощь детям в учении. Продолжение

Как могут помочь родители школе в развитии познавательных способностей школьников? Во-первых, им надо знать в общих чертах содержание школьного обучения. Во-вторых, стимулировать развитие познавательных интересов школьников (организация их домашнего чтения, посещение музеев, исторических памятников, выставок, театров и кинотеатров, посещение старшеклассниками общедоступных или специально для них предназначенных лекций, консультаций и т. п.). Важно, чтобы в семье была создана обстановка повышенного интереса к знанию, ко всему, что происходит в нашей стране и мире. Как правило, дети, родители которых интересуются, как они выполняют домашние задания, хорошо учатся.

Нередко школьники стремятся заучивать буквально все, что задано. И вот здесь семья может помочь школе научить детей осмысливать материал, запоминать то, что необходимо для понимания последующих тем. Роль заучивания в учебном процессе меняется вместе с возрастом учащихся. В младших классах дети заучивают стихи, правила. Однако это требует понимания содержания заучиваемого. Установлено, что заучивание небольшого по объему материала идет быстрее и лучше, чем заучивание по частям, когда действует, главным образом, механизм памяти. При заучивании текстов большого объема обычно пользуются комбинированным способом: чтение и осмысливание всего текста, изучение трудных мест, целостное повторение всего текста несколько раз, дополнительное повторение слабоусвоенных частей. Чтобы понять текст учебника, необходимо осмысленно прочитать заданное, выделить незнакомые слова и понятия, выяснить их смысл; продумать текст, мысленно составить его план, затем еще раз прочитать текст и только затем пересказать (при закрытом учебнике). Этот последний этап усвоения урока особенно важен и иногда требует неоднократного повторения. Зная эту общую схему, родители должны не забывать об индивидуальных особенностях своих детей (особенности памяти, мышления), учитывать эти особенности

К. Д. Ушинский рекомендовал учителям и родителям сначала научить детей учиться под непосредственным своим руководством, постепенно приучая их к различным видам самостоятельной работы.

Для каждого предмета свойственны специфические приемы заучивания учебного материала. Для усвоения грамматических правил по родному и иностранному языкам полезно составление сравнительных таблиц; по истории, литературе, географии, биологии целесообразно составление плана изложения; запоминанию исторических дат помогают хронологические таблицы; изучение текстов по географии связано с работой по карте и т. п. Систематические упражнения приучают припоминать изученный материал. «Упорное припоминание,— писал К. Д. Ушинский,— есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний. Вот почему нетерпеливые учителя подсказывают ребенку, как только он заикнется, портят память детям»*.

В педагогических сочинениях А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского родители найдут много полезных советов по всем «’этим вопросам. В. А. Сухомлинский в своих беседах по вопросам родительской педагогики, в статьях о повышении педагогической культуры родителей подчеркивал их роль в развитии мышления детей. В беседе «Учите ребенка мыслить» Используйте каждый свободный час, говорит далее В. А. Сухомлинский, для того чтобы помогать ребенку делать уверенные шаги по пути познания, идите вместе с ним в поле, лес, на берег пруда. Самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть на них глаза вашему ребенку. Чем больше у него возникнет вопросов по поводу увиденного, тем больше и лучше он поймет окружающий мир. Какую бы незаменимую помощь родители оказали своим детям, если бы учили их мыслить.

  • Ушинский к. Д. Собр. соч. Т 10. М., Л., 1950, с. 429—430.

Author: Nikol

Добавить комментарий