Родителям об учебной деятельности школьников. Продолжение

Родителям об учебной деятельности школьников продолжение

Поскольку главным в познании является изучение сущности предметов и явлений, их закономерных связей, то формирование понятий представляет собой высшую ступень учебной деятельности учащихся. Базой для формирования понятий служат ощущения, восприятия и представления. В понятии в обобщенном виде раскрываются наиболее типичные признаки изучаемых предметов и явлений. Процесс осмысления новых понятий строится на основе привлечения имеющихся у учащихся представлений, относящихся к изучаемой теме, анализа фактов и представлений, выявления существенных и несущественных признаков изучаемых предметов и явлений. Чтобы знания не были «мертвым грузом», необходимо научить школьников применять эти знания на практике, для чего необходимы умения и навыки.

Умение — это система взаимосвязанных и последовательно осуществляемых действий в сложных видах деятельности (умение решать задачи, писать сочинения, отвечать урок и т. п.). Навык — автоматизированное, хорошо отработанное действие; оно может выполняться без непосредственного контроля сознания. Усвоенные навыки экономят умственные силы школьника, ускоряют его познавательные и практические действия. Для закрепления умений и навыков требуется выполнение определенных упражнений. Вот почему в программе каждого предмета они занимают такое большое место. Познавательные силы и способности детей хорошо развиваются в процессе обобщения и систематизации изучаемого материала. Поэтому в школе дается целая система повторительных и обобщающих уроков. Психологические особенности усвоения требуют, чтобы уроки сочетались с систематической домашней работой. Для усвоения основных понятий, их закрепления школьниками, а также для выработки необходимых умений и навыков требуется определенное время.

Современная психология детей «требует» особого внимания к ребенку.

Домашние учебные задания являются продолжением и развитием классных занятий. Передовые учителя ищут возможности сокращения объема домашних заданий. В одних случаях дома закрепляются материал, который был учителем объяснен на уроке (решение задач, примеров, выполнение практических работ), полученные на уроке знания. В других случаях от учащихся требуется выполнить задания, которые облегчают им усвоение нового материала, и т. д. Соотношение классных и домашних уроков по своему характеру неодинаково в младших, средних и старших классах. В младших классах домашние задания должны быть рассчитаны на 25—30 мин. Обычно дети выполняют дома то, что они делали в классе и чему они уже научились на уроке. Но, разумеется, и здесь дети должны учиться самостоятельно делать уроки. В средних и старших классах учащимся предлагается самостоятельно изучать материал по учебнику. Наряду с домашними заданиями как формой учебной работы применяются и дополнительные занятия с отстающими (пропустили уроки по болезни, с трудом усвоили тот или иной раздел) и неуспевающими. Эти занятия носят временный характер. Своеобразие домашней работы состоит в том, что она является наиболее самостоятельным видом деятельности.

Родители должны знать все эти особенности классной и домашней учебной работы школьников для того, чтобы оказывать помощь школе и своим детям в их обучении и воспитании.

Author: Nikol

Добавить комментарий