Помощь детям в учении

Помощь детям в учении

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение становится ведущей деятельностью, хотя игра занимает еще немаловажное место в жизни. В школе ребенок овладевает элементарными знаниями, расширяет опыт своего общения со сверстниками и взрослыми, приобретает некоторые умения и навыки учебной деятельности.

Дошкольные учреждения и семья должны подготовить детей к учению в школе. В детских садах, в старшей и подготовительной группах, организуются доступные детям занятия родным языком, счетом, дети получают некоторые сведения о жизни природы и человеческого общества.

В свою очередь, родители возбуждают интерес ребенка к познанию окружающего (просят рассказать, чем занимались в детском саду, что нового узнали). Особое внимание на развитие своих детей должны обратить те родители, дети которых не посещают детского сада. Прежде всего нужно заинтересовать детей предстоящим учением, заниматься с ними чтением, счетом, родной речью в пределах программы детского сада, приучать к непродолжительным занятиям.

С ранних лет детей следует приучать регулярно читать газеты. Выписывать для них «Пионерскую правду», вызывать интерес к «взрослым газетам». «Как-то будучи в командировке,— пишет журналист Н. Петров,— в большом промышленном городе я попал в гости к секретарю райкома партии. В комнате на диване сидел мальчик лет 12—13 и сосредоточенно читал «Правду». Признаться, я усмехнулся про себя: неужели это для того, чтобы показать, что в семье все — от мала до велика — читают газету, в которой работает неожиданно пришедший гость. Но вскоре убедился, что ошибся. Мальчик провел меня в свою комнату, и я увидел на книжной полке папки с вырезками из газет за несколько лет. В одной были материалы по истории, в другой — по биологии, в третьей — научно-фантастические рассказы. Мальчик пояснил, что это помогает в учебе и «просто интересно». На вопрос: «Кто же тебе отбирает эти материалы?»— ответил: «Сам. Сначала, правда, отец помогал, показывал интересные статьи»*.

Правильно организовать чтение ребенка — непростое дело. Обычно педагоги рекомендуют родителям ежедневно читать детям книги, доступные их возрасту, зачем по мере накопления навыков чтения приучать малышей читать небольшие тексты самостоятельно. Иногда применяют такой прием: кто-либо из взрослых или старших детей в семье читает первую часть сказки, небольшого рассказа, а как только ребенок проявит интерес к их содержанию, предлагает почитать ему самому. Список рекомендуемых для чтения младшим школьникам книг можно получить в школе или детской библиотеке.

Часто дети испытывают трудности в учебе из-за неумения организовать свое время дома. Некоторые тратят много времени для подготовки рабочего места, плохо представляют себе содержание домашнего задания. Если родители не обратят внимания на это, то постепенно интерес ребенка к учению будет гаснуть. Главная забота семьи — приучить детей к самостоятельному и регулярному выполнению домашних заданий. Ни в коем случае нельзя выполнять задания за своих детей, а помощь оказывать в такой мере, чтобы стимулировать самостоятельность и ответственность школьников за свое учение.

Корректный, ненавязчивый, доброжелательный контроль родителей за учебой детей, как правило, дает положительные результаты. Нельзя пренебрегать и такой обязанностью, как еженедельный просмотр и подпись ученического дневника.

Если родитель достаточно хорошо осведомлен в школьных предметах, то он может по просьбе детей проверить правильность выполнения домашнего задания, степень понимания и усвоения ребенком той или иной темы, стимулируя при этом стремление к самоконтролю. Знание родителями Правил для учащихся поможет контролировать выполнение их детьми учебных обязанностей. Правильно поступают те родители, которые разъясняют своим детям важность таких элементарных правил, как «не опаздывать на уроки», «внимательно слушать объяснения учителя», «помогать товарищам лучше учиться» и т. д.

Мы уже говорили, что успешность обучения зависит от уровня развития восприятия и внимания, памяти и мышления школьника. Семья может многое сделать для развития этих процессов, развивать способность детей к мышлению. Распространено мнение, что отвлеченные понятия недоступны детям младшего возраста и малодоступны подросткам и даже старшеклассникам. Однако доказано, что при правильном отборе содержания и методов обучения дети уже в 1 классе могут освоить буквенные обозначения величины и количества, использовать алгебраические уравнения для решения математических задач.

* Семья и школа, 1983, № 5.

Author: Nikol

Добавить комментарий